ChA Автоэлектроника

Активная антенна


В моей магнитоле нет отечественного УКВ диапазона. Я пробовал ставить УКВ-конвертер, однако он сильно ухудшает чувствительность магнитолы и к тому же создает помехи. Поэтому я остановился на таком варианте: к линейному входу магнитолы я подключил приемник - автосканер, каких сейчас на рынке сотни разных моделей. Я выбрал приемник с цифровой шкалой, перестроил на отечественный диапазон и вмонтировал в заглушку бортового компьютера (машина ВАЗ-21093). Для магнитолы у меня стоит активная антенна Bosh. К ней подключать второй приемник смысла нет - антенные цепи будут рассогласованы и качество приема будет ниже всякой критики. В общем, пришлось мне ставить вторую антенну.

Дополнение от 01.06.2007 г. Со времени написания этой статьи многое изменилось, в том числе и магнитола. Теперь в машине стоит магнитола с двумя УКВ диапазонами, поэтому надобность во второй антенне отпала. Однако описанная здесь антенна до сих пор успешно работает с музыкальным центром.

Покупать второго Бош'а меня задавила жаба. К тому же у меня нашлась срисованная с печатной платы схема какой-то активной антенны китайского производства. Повторив, я спрятал ее в подходящий корпус. Делать печатную плату не стал - в мой корпус такая конструкция не вошла бы. Монтаж был сделан навеской на выводах элементов, уложенных на свои места в корпусе. Потом все было закреплено клеем. Питание на усилитель подаю по антенному кабелю.

Выглядит эта конструкция так:





Со снятой крышкой


снаружи.

А сама схема такая:





Схема подключения к приемнику:





Номиналы элементов:

VT1 - S9018 или C9018. Встречал в справочниках, что это аналоги КТ3102
HL1 - любой светодиод с максимальным прямым током 15-20 мА
R1 - 24 кОм (у меня установлен 27 кОм)
R2 - 430 Ом (у меня установлен 470 Ом)
RP1 - 10 кОм
С1 - 10 пФ
С2 - 68 нФ (0.068мкФ)
С3 - 20 мкФХ16 В, чем больше, тем лучше.
С4 - 47 пФ. Такой же конденсатор использован и в схеме подключения к приемнику.
L1 - бескорпусная катушка, 11 витков, намотанных на оправке Ф1.5мм проводом Ф0.4мм.
L2 - практически любой дроссель. Я использовал дроссель с какой-то дохлой компьютерной платы в корпусе, похожем на резистор 0.25Вт. Такой же дроссель использован и в схеме подключения к приемнику.

Кабель используется коаксиальный, как для ТВ-антенны, тонкий. Центральная жила соединяет точку "Вход" схемы подключения к приемнику и "Выход" усилителя. Оплетка подключена к "общему" проводу обеих схем. От антенны общий провод необходимо соединить с ближайшей точкой кузова (под болт крепления козырька, например).

В принципе из схемы можно выбросить L2 и запитать ее отдельным проводом. При этом выход антенны непосредственно подключается к входу приемника. Это должно улучшить помехозащищенность антенны. Я просто не стал прокладывать еще один провод.

C такой же антенной, запитанной по антенному кабелю, у меня работает музыкальный центр. На нее в Тольятти я с удовлетворительным качеством принимаю большинство радиостанций, вещающих в Самаре - это немного меньше 100 км по прямой, причем на пути сигнала стоят Жигулевские горы, а мой дом находится в низине. Со штатной антенной не прослушиваются даже шумы от их работы.

Дополнение от 01.01.2009г. Недавно поменял машину. Опять пришлось покупать новую антенну, а пока ее не было, приклеил на стекло эту. Просто на скотч, чтобы что-то было. Усы - а я о них совсем забыл написать в статье - сделал из обмоточного провода Ф0.22мм и приклеил узким прозрачным скотчем так же, как это рекомендовано сделать в инструкции у того же Bosh'а - в верхнем правом углу лобового стекла. Так ездил две недели. Потом поставил купленную антенну и удивился - качество приема не стало лучше. Разве что заработали АМ - диапазоны: СВ и ДВ. Эта антенна узкополосная и работает только в УКВ (FM) диапазонах.