ChA radio

Магнитофон двухкассетный "Романтика МП225 Стерео"


Май 2024 года

Заново отсканировал альбом схем своей Романтики МП225С. С бОльшим разрешением. Кое-где подчистил, внёс в схемы исправления в соответствии с вложенными в инструкцию бумажками об изменениях в схемах. Для некоторых плат заново нарисовал разводку печатных плат. Но об этом - чуть ниже.

А началось всё с мелочи. Почти 2 года назад, в августе 2022 года, я включил магнитофон после долгого простоя и обнаружил, что перестал работать поиск в фонограмме по паузам. Это моя доработка, попытка сделать что-то вроде импортной APSS. О ней я тоже напишу. Так вот, тогда я сделал логичный вывод, что от времени потеряли ёмкость электролитические конденсаторы. И принял опять же, логичное решение, эти конденсаторы поменять. А заодно с ними - и все остальные в магнитофоне, характеристики которых хоть немного деградировали. Даже с учётом того, что из-за сложившейся у меня ситуации я смогу на это тратить минут 30–40 в день, и то не ежедневно, я планировал уложиться в пару-тройку недель, максимум - месяц. Но я сильно ошибся. Во-первых, увидев плату APSS, я понял, что в таком виде я её не оставлю. Первоначально нарисованная мной схема при наладке сильно изменилась. Одних "лишних" транзисторов, приклеенных к плате и разведённых проводами было штуки 4. Плюс куча другой навесной мелочовки...

Первым делом я исправил схему, для чего пришлось выпаять всё, что было навешано на плату лишнего, определить номиналы всех элементов, всё это внести в схему и результат ввести в компьютер, найдя подходящее бесплатное ПО. Занявшись этой платой, я решил переделать и вторую, на которой у меня был собран счётчик расхода ленты для ЛПМ А - там тоже было много лишней навески. Между делом подобрал другие разъёмы для этих плат - те, что я использовал, были нарезаны из больших разъёмов и не слишком надёжно соединялись. Кроме того, заново были выбраны места и способ крепления плат: одна из них была просто обмотана изоляционной клеёнкой, а другая - приклеена к трансформатору. Затем, тоже на ПК, были разведены печатные платы. Дальше - изготовление плат по технологии ЛУТ, сборка. Вот тогда-то и выяснилось, что у меня нет схемы подключения этих плат. Чтобы разобраться со жгутами, которыми они подключались к аппарату, я обложился схемами, нарисовал соединения на бумаге и решил отметить их на схемах в электронном виде. И обнаружил, что сканы у меня ужасного качества.

С этого у меня начался "второй акт Марлезонского балета". Я заново отсканировал ВСЕ 22 страницы альбома схем формата А3. Сканировал я с разрешением 300dpi, если схема простая и элементы крупные. Для сложных и мелких схем использовал разрешение 600dpi. И всё - в цвете. Мешало то, что альбом напечатан на бумаге невысокого качества, которая с самого начала была с довольно сильным жёлтым оттенком, а со временем потемнела ещё сильнее, несмотря на то что хранилась в темноте. Кроме того, бумага тонкая и при сканировании иногда просвечивается оборотная сторона листа. Так что после сканирования пришлось серьёзно поработать с полученными сканами. Сначала увеличивал контрастность, следя за балансом так, чтобы ушли полутона, фон стал белым, а линии - чёрными. Местами при этом вылезли цветные артефакты, но при попытке от них избавиться читаемость схем ухудшалась, и я махнул на это рукой.

Вся обработка велась в несжатом многослойном TIFF, а результат я сохранил в этом PDF'е: АЛЬБОМ СХЕМ РОМАНТИКА 225С размером чуть больше 60 МБ

Ну вот, платы собраны, установлены, подключены, их работа проверена. Автоматика работает. Осталась мелочь - отрегулировать звуковой тракт. После долгого простоя и замены электролитов нужно заново выставить уровни сигналов, баланс между каналами, токи записи, стирания и подмагничивания, отрегулировать индикатор уровня, проверить скорость движения ленты в ЛПМ... Да, оказывается, не такая уж и мелочь. Но всё оказалось ещё интереснее.

Я снова столкнулся с проблемами, о которых уже успел забыть: во-первых, при номинальном уровне записи, фонограмма записывалась гораздо тише, чем оригинал и контрольные кассеты. И это притом, что все регулировки в канале записи стояли на максимуме ещё с завода! Чтобы получить нормальный уровень при воспроизведении, приходилось выставлять уровень записи +6dB, т.е., "до упора" индикатора. Запись получалась без искажений, так что что-то явно не так было в самом усилителе записи. При номинальном уровне на входе он не обеспечивал номинального тока записи. Я и сейчас это перепроверил на разных кассетах разных типов и производителей. Результат тот же. Вторая проблема проявлялась где-то к середине кассеты при воспроизведении её на 2-м ЛПМ. В динамиках первого канала время от времени раздавались хлопки, а "ноль" на индикаторе уползал вправо, вплоть до "упора" индикатора.

Разбираясь со второй проблемой, я обнаружил, что на входе индикатора при этом к сигналу примешивается постоянная составляющая, которая изменяется при этих самых хлопках. Источник искал долго. В конце концов обнаружил место, где эта постоянка появляется: это точка соединения R95, C52 и 3 ножки DA4 блока электроники - А2.

Выясняя, какой элемент вызывает этот дефект, я отпаивал их все по очереди. Но дефект не пропадал. Тогда я отпаял их все (и резистор, и конденсатор, и микросхему выпаял из платы) - и на дорожке, теперь уже висящей воздухе всё равно появлялся потенциал. Он изменялся при переключении переключателя типов ленты, т.е., при изменении напряжения на 9 и 13 ножках DA4. Хотя и если не трогать переключатель, напряжение всё равно прыгало, только в меньших пределах. Единственное, что могло быть причиной этому - некачественный гетинакс, который каким-то образом пробивался.

И тогда у меня начался "третий акт Марлезонского балета". До сих пор удивляюсь, как я на это решился, но я ЗАНОВО СДЕЛАЛ ПЛАТУ БЛОКА ЭЛЕКТРОНИКИ А2! И не надо крутить пальцем у виска. Я это уже делал. Но уж очень захотелось мне этот аппарат довести до нормального рабочего состояния.

Для начала я на ПК заново нарисовал всю печатную плату (кстати, с заводскими изменениями, которые были на оригинальной - перерезанная дорожка, две перемычки и конденсатор, которого не было на схеме). Плата большая и сложная, поэтому её я делал уже фотоспособом. Это был мой первый опыт, как ни странно, довольно успешный. Разве что из-за не слишком качественного хлорного железа, плата травилась довольно долго и неравномерно, в результате в нескольких местах участки дорожек оказались съеденными, а в паре мест металл не протравился до конца. Но всё это я легко исправил во время монтажа. Перемычки, которыми я заменил съеденные при травлении участки, можно разглядеть на фото. но их немного и они не слишком длинные. Как говорится, окрылённый успехом, я решил сделать плату совсем как заводскую и нанести на неё паяльную маску. Но тут удача от меня отвернулась. Либо сама маска была бракованная, либо у моей УФ лампы была не та длина волны. В общем, если фоторезист засвечивал что-то около минуты, то маску облучал больше 12 часов. Когда она, как будто затвердела, я снял трафарет и оказалось, что затвердели отдельные участки, а значительная часть так и осталась жидкой. В результате, когда смыл незатвердевшие участки маски, плата оказалась в жёлтых пятнах фоторезиста. Заморачиваться с его удалением я не стал, так всё и оставил.

И вот результат моих трудов - было:

Стало:

На старой плате уже нет нескольких деталей - во-первых, тех, что были выпаяны при поиске причины появления потенциала на проводнике, а во-вторых, тех, диаметры выводов которых мне надо было измерить для сверления отверстий в новой плате. Кроме того, торчат два провода, с которых сигнал с выхода УЗ подавался на плату СДП-2. Да, я туда и СДП-2 имени Николая Сухова :-) поставил.

Микросхемы я посадил на панельки - валялись у меня несколько штук, все разные. Сейчас думаю, может быть зря это сделал: всё-таки пружинные контакты не так надёжны, как пайка. Ладно, заглючит - перепаяю.

Самое удивительное, что новая плата заработала сразу! Пропали хлопки, так что не зря я столько времени угробил на её переделку. А вот проблема с низким уровнем сигнала с усилителя записи осталась. И с отключенной СДП - тоже. Долго думал, как быть. Хотел сначала поднять коэффициент усиления УЗ, но это потребовало бы перерассчитывать номиналы большинства элементов УЗ, отвечающих за его АЧХ. В конце концов решил просто поднять уровень сигнала на входе УЗ. А значит, увеличить его во всём тракте записи - воспроизведения. В ДВА РАЗА! Т.е., 32, 320 и 400 мВ превратились, соответственно, в 64, 640 и 800. Проблема при этом была только одна - правильно настроить шумоподавители. Здесь мне помог найденный на просторах и-нета ролик. Ссылка откроется в новом окне.


Теперь немного о моих доработках в схему аппарата. Изменённые и дополнительные страницы альбома схем я собрал в этом файле размером около 44 МБ

Итак, по порядку.

На схеме соединений добавились новые блоки: А16 - APSS, А17 - индикаторы, А18 - счётчики и А19 - СДП-2. Был ещё и А20. Я добавлял туда третий шумоподавитель, компандер, совместимый с Dolby B. Но после изменения уровня сигнала на его входе, его пришлось бы основательно переделывать, и я решил от него отказаться. А на схеме соединений "на память" осталось большое пустое место рядом с платой КСШП.

Ещё одно изменение - я изменил режим работы кнопки "А-Б". Теперь, если её нажать, аппарат зацикливается: после проигрывания кассеты с ЛПМ А, включается проигрывание с ЛПМ Б, а на А кассета перематывается на начало. После окончания кассеты на Б снова включается А, а на Б кассета перематывается на начало. И так, пока не отожмёшь кнопку. Кстати, для этого пришлось добавить несколько деталек на плату APSS, обеспечивающих необходимые задержки при переключении.

Блок А2, многострадальный блок электроники. Там добавились два разъёма - XP3 и XP4. Это два штырька, с которых выходной сигнал УЗ подаётся на плату СДП-2.

Блок А3 - усилитель воспроизведения. С него уходит кабель на вход амплитудного детектора блока APSS.

Блоки А4 и А5 - оба шумодава никак не изменились, кроме того, что на схемах указаны уровни сигналов, при которых я их настраивал.

Блок А7. Плата автоматики ЛПМ Б. Мне с самого начала не нравилось, как работает счётчик ленты. Сигнал "Направление счёта" берётся с индикатора перемотки назад. Т.е., при переходе с перемотки назад в "Стоп", счётчик мгновенно начинает считать вперёд, а катушки с лентой ещё не успели остановиться. В результате каждая перемотка назад увеличивает погрешность показаний счётчика. Поэтому я добавил простенькую схемку, исправляющую эту проблему, смонтировав навесным монтажом прямо на самой плате А7.

Блок А11. Плата автоматики ЛПМ Б. Тут выпаиванием перемычки и навесным монтажом дело не обошлось. Блоки А11 и APSS соединяет кабель из 9 проводов. чтобы из А11 не торчала борода проводов с разъёмом на конце, я решил использовать разъём XS4, к которому должен подключаться проводной пульт ДУ. Там, правда, одного контакта не хватало, но просверлив в плате отверстие, я его туда добавил. После чего перерезал лишние соединения, добавил недостающие - и теперь между двумя платами аккуратный плоский кабель с разъёмами на концах.

Блок А16. APSS

Сразу после покупки магнитофона, я обратил внимание, что в его ЛПМ заложена возможность поиска по паузам в фонограмме. При перемотке головки подводятся к ленте и если снять сигнал с выхода УВ до коммутатора, по нему можно определять наличие на ленте записи. За основу устройства я взял схему, опубликованную в журнале "Радио", сейчас уже не вспомню даже за какой год. Да и осталось от неё там совсем немного. Сейчас, когда уже сделана новая плата APSS, я вдруг подумал, зачем я скопировал её схему со старой? Амплитудный детектор вместо операционника, компаратор и пара - тройка логических микросхем вместо кучи транзисторов... Ну да ладно. Что есть - то есть.

Как работает, думаю, понятно. Амплитудный детектор выделяет огибающую сигнала. При перемотке каждое длительное его пропадание формирует импульс на входе счётчика. С его выхода сигнал попадает на дешифратор и индикатор номера фрагмента фонограммы в блоке А17. Если во время перемотки нажать на кнопку "Пауза", то при следующем пропадании сигнала на входе устройства магнитофон перейдёт в режим воспроизведения. Вроде бы всё хорошо, но я здесь упустил одну мелочь. На счётчик фрагментов импульсы приходят при каждой остановке перемотки. Как по команде APSS, что и должно быть, так и по нажатию кнопки "Стоп" - а вот этого-то как раз быть и не должно. Вот почему надо было заново нарисовать эту схему, прежде чем делать новую плату. Но теперь мне её жалко переделывать.

Вот, собственно, и всё про APSS. Следующий блок - А18 - блок счётчиков.

Ну, тут всё просто. ЛПМ одинаковые, платы автоматики - тоже. Конечно, теперь, после моего вмешательства, платы автоматики отличаются, но не в этом месте. Так что, хоть на ЛПМ А счётчика нет, но счётные импульсы формируются. Остаётся только собрать трёхразрядный счётчик, дешифровать его сигналы из двоично-десятичного в семисегментный код и подать на индикаторы. Была только небольшая проблемка: при соединении счётчиков по стандартной схеме, они иногда сбоили. Вероятно, это было связано с пониженным напряжением питания. Т.к. дешифраторы пятивольтовые, счётчики я тоже запитал этим напряжением. А у серии К561 это минимальное рабочее напряжение. Пришлось добавить несколько резисторов - конденсаторов. Добавлял я их опытным путём лет 25 назад, так что сейчас понятия не имею, почему они именно так стоят. Ну и ещё одна доработка, которую я забыл сделать: надо было сюда добавить ту же схему, которая формирует сигнал "Направление счёта" у меня на А7. Но теперь, когда аппарат полностью собран, делать это уже не хочется: у меня нет специального инструмента для снятия и установки зажимов, которыми закреплена плата, из-за чего каждое её снятие - установка для меня превращается в настоящий квест.

Блок А17. Дешифраторы и индикаторы.

Громкое название "Блок". Я не придумал, куда девать плату, поэтому к ножкам микросхем счётчиков (а они у меня в планарных корпусах) я припаял тонкие провода (МГТФ), сами микросхемы, проложив между ними изолирующие прокладки собрал в стопку и зафиксировал гламурной розовой изолентой внутри металлического каркаса лицевой панели магнитофона. Провода от входов микросхем припаял к разъёмам, идущим к А18 (их хорошо видно на фото), а выходные - к выводам семисегментных индикаторов АЛ304В.

Сами индикаторы отлично вписались под прозрачной крышкой кассетного отсека ЛПМ А. Хотя, если снять крышку, выглядит не сильно аккуратно: пытался снять слой пластмассы на толщину индикаторов, но под рукой были только надфили и скальпель и выпилить ими достаточно аккуратно, не зацепив лишнего, не очень получилось. Закрепил индикаторы растворённой в ацетоне пластмассой.

И наконец блок А19 - СДП-2

Тут вообще ничего писать не имеет смысла. Всё разжёвано в журнале Радио, №№1 и 2 за 1987 год. Я только адаптировал схему к конкретному аппарату в соответствии с рекомендациями в этой статье.

Вот так мой магнитофон выглядит со всеми доработками.


ChA