Сигнализатор включенных габаритов
После того, как однажды, после поездки днем за город, я не выключил свет в машине и полностью разрядил аккумулятор, у меня возникло желание как-нибудь защититься от подобных ситуаций в будущем. Сначала хотел сделать дополнительный выключатель ближнего света, который бы обесточивался при отключении зажигания. В таком случае стояночные огни (габариты) можно было бы включать штатным выключателем, а ближний свет можно было бы включить как тем же выключателем, так и дополнительной кнопкой, причем в последнем случае, после выключения зажигания свет отключался бы полностью. Проблема оказалась в том, что у меня комплектация "люкс" и места для установки дополнительной кнопки я не нашел. Тогда я решил сделать звуковой сигнализатор "забытого" света по аналогии с более современными машинами. Принципиальную схему я приводить не буду, ее сможет составить любой человек, немного знакомый с электроникой. Тем же, кто не сможет ее нарисовать, не стоит и браться за такую работу. Структурная схема такая:
Вся схема была собрана на трех чипах одновибратора NE555 или 1006ВИ1. Первый одновибратор включается при подаче на него питания и формирует импульс длительностью около 6 секунд - это время звучания предупреждающего сигнала. От его выхода питается мультивибратор с частотой повторения импульсов около 1 сек. А его выход питает мультивибратор звуковой частоты.
Устройство работает так: Благодаря диоду в цепи питания, схема оказывается запитана только при условии, что включено освещение и выключено зажигание. А это возможно только при включении габаритов при выключенном зажигании, либо при отключении зажигания при включенных габаритах. При этом одновибратор подает питание на мультивибратор в течении 6 секунд. За это время мультивибратор успевает отработать около 6 циклов периодически подавая и отключая питание от звукового генератора. Соответственно, динамик выдает шесть полусекундных тональных сигналов, после чего отключается. В остальных случаях либо на устройство подается напряжение обратной полярности, которое блокируется диодом, либо потенциалы на обоих контактах питания оказываются равными: или оба "0", или оба "+12В".
Вот, собственно, и все устройство. При желании можно использовать какой-нибудь мелодичный сигнализатор. Я делал из того, что попалось под руку. Собрал все на выводах микросхем, залил силиконовым герметиком и затолкал под панель бортового компьютера, один провод подключив к лампочке подсветки прикуривателя (он там рядом), а второй - к разъему, предназначенному для БК. Недостаток такого включения один: если убавить яркость подсветки, уменьшится и громкость сигнала. Правильнее подключить к переключателю наружного освещения.
Статья написана применительно к моему ВАЗ-21093. В принципе, ее можно применить и на других автомобилях, не оснащенных таким устройством.