ChA radio

Магнитофон двухкассетный "Романтика МП225 Стерео"


Май 2024 года и добавления от ноября 2024 года.

Заново отсканировал альбом схем своей Романтики МП225С. С бОльшим разрешением. Кое-где подчистил, внёс в схемы исправления в соответствии с вложенными в инструкцию листочками со списками изменений и исправлений в схемах. Для некоторых печатных плат заново нарисовал разводку. Но об этом - чуть ниже.

А началось всё с мелочи. Почти 2 года назад, в августе 2022 года, я включил магнитофон после долгого простоя и обнаружил, что перестал работать поиск в фонограмме по паузам. Это моя доработка, попытка сделать что-то вроде импортной APSS. О ней я тоже напишу. Так вот, тогда я сделал логичный вывод, что от времени потеряли ёмкость электролитические конденсаторы. И принял опять же, логичное решение, эти конденсаторы поменять. А заодно с ними - и все остальные в магнитофоне, характеристики которых хоть немного деградировали. Даже с учётом того, что из-за сложившейся у меня ситуации я смогу на это тратить минут 30–40 в день, и то не ежедневно, я планировал уложиться в пару-тройку недель, максимум - месяц. Но я сильно ошибся. Во-первых, увидев плату APSS, я понял, что в таком виде я её не оставлю. Первоначально нарисованная мной схема при наладке сильно изменилась. Одних "лишних" транзисторов, приклеенных к плате и разведённых проводами было штуки 4. Плюс куча другой навесной мелочовки...

Первым делом я исправил, а скорее, заново нарисовал схему платы APSS, для чего пришлось выпаять всё, что было навешано на плату лишнего, определить номиналы всех элементов, всё это внести в схему и результат ввести в компьютер, найдя подходящее бесплатное ПО. Занявшись этой платой, я решил переделать и вторую, на которой у меня был собран счётчик расхода ленты для ЛПМ А - там тоже было много лишней навески. Между делом подобрал другие разъёмы для этих плат - те, что я использовал, были нарезаны из больших разъёмов и не слишком надёжно соединялись. Кроме того, заново были выбраны места и способ крепления плат: одна из них была просто обмотана изоляционной клеёнкой, а другая - приклеена к трансформатору. Затем, тоже на ПК, были разведены печатные платы. Дальше - изготовление плат по технологии ЛУТ, сборка. Вот тогда-то и выяснилось, что у меня нет схемы подключения этих плат. Чтобы разобраться со жгутами, которыми они подключались к аппарату, я обложился схемами, нарисовал соединения на бумаге и решил отметить их на схемах в электронном виде. И обнаружил, что сканы у меня ужасного качества.

С этого у меня начался "второй акт Марлезонского балета". Я заново отсканировал ВСЕ 22 страницы альбома схем формата А3. Сканировал я с разрешением 300dpi, если схема простая и элементы крупные. Для сложных и мелких схем использовал разрешение 600dpi. И всё - в цвете. Мешало то, что альбом напечатан на бумаге невысокого качества, которая с самого начала была с довольно сильным жёлтым оттенком, а со временем потемнела ещё сильнее, несмотря на то что хранилась в темноте. Кроме того, бумага тонкая и при сканировании иногда просвечивается оборотная сторона листа. Так что после сканирования пришлось серьёзно поработать с полученными сканами. Сначала увеличивал контрастность, следя за балансом так, чтобы ушли полутона, фон стал белым, а линии - чёрными. Местами при этом вылезли цветные артефакты, но при попытке от них избавиться читаемость схем ухудшалась, и я махнул на это рукой.

Добавление от ноября 2024 года. Самая большая проблема была с изображениями печатных плат. На них, из-за сдвига между чёрным и цветным изображениями, сильно не совпадают расположение дорожек и элементов, что сильно затрудняет с ними работу. В конце концов, я решился перерисовать некоторые из них. Этой чести удостоились три платы, в которые я вносил изменения: А2, о которой напишу чуть ниже, А4 и А7/А11. Всё делалось в Sprint-Layout60. Первоначально я попытался просто перерисовать дорожки и наложить на них изображения элементов со скана. В таком виде они и были выложены здесь в мае. Однако вернувшись к работе с магнитофоном месяц назад, я довёл дело до конца и расставил по платам элементы из библиотеки программы, либо нарисованные мной, если не было подходящих. Потом в графическом редакторе заменил сканы заново сделанными изображениями плат. Занимаясь с платами А7/А11 нашёл несколько несоответствий плат с их изображением в документации и со схемой. Во-первых, несколько элементов на плате не имели обозначений. Проследил, с чем они соединяются, вычислил, обозначил. Во-вторых, на схеме были перепутаны 1-й и 3-й контакты разъёма XS9. Исправил. И наконец, самое интересное. На чертеже платы отсутствовало соединение между точками соединения R80 - R79 и R77 - база VT30. На реальной плате соединение имеется. Дорожку дорисовал.

Вся обработка велась в несжатом многослойном TIFF, а результат я сохранил в этом PDF'е: АЛЬБОМ СХЕМ РОМАНТИКА 225С размером чуть больше 60 МБ

Ну и по-отдельности я тоже выложу здесь все листы альбома и добавлю к ним файлы Sprint-Layout60 – вдруг пригодятся. Там, правда, путаница со слоями: в документации к магнитофону вид на платы сделан со стороны дорожек, а в Sprint-Layout60 платы представляются прозрачными и создаются со стороны элементов. Чтобы сделать платы такими же, как в документации, пришлось немного повозиться.

Страница 1. Схема соединений.

Страница 2. Цоколёвка элементов.

Страница 3. Платы переключателей и управления БИМ.

Страница 4. Пульт дистанционного управления.

Страница 5. Блок электроники, схема.

Страница 6. Блок электроники, плата, оригинал.

Снова страница 6. Блок электроники, заново нарисованная плата и обещанный мной её чертёж, сделанный в Sprint Layout.

Страница 7. Схема усилителя воспроизведения...

Страница 8. ... и его плата.

Страница 9. КСШП, схема...

Страница 10. ... и плата.

Дубль страницы 10. Заново нарисованная мной плата КСШП и её чертёж, сделанный в Sprint Layout.

Страница 11. ФДШП, схема...

Страница 12. ... и плата.

Страница 13. Плата управления (Б).

Страница 14. Плата управления (A).

Страница 15. Плата автоматики, схема...

Страница 16. ... и чертёж оригинальной платы.

И опять дубль страницы 16. Заново нарисованная мной плата автоматики и её чертёж, сделанный в Sprint Layout.

Страница 17. ЛПМ, схема электрическая...

Страница 18. ... и кинематическая.

Страница 19. БИМ, схема...

Страница 20. ... и плата. Вот её-то неплохо было перерисовать, уж больно велико несовпадение. Но лень.

Страница 21. Стабилизатор, схема...

Страница 22. ... и плата. А это - вообще чемпион по сдвигу между дорожками и элементами. Чтобы понять, где чья контактная площадка, нужно долго разбираться. Может быть, когда-нибудь...

Ну вот, платы собраны, установлены, подключены, их работа проверена. Автоматика работает. Осталась мелочь - отрегулировать звуковой тракт. После долгого простоя и замены электролитов нужно заново выставить уровни сигналов, баланс между каналами, токи записи, стирания и подмагничивания, отрегулировать индикатор уровня, проверить скорость движения ленты в ЛПМ... Да, оказывается, не такая уж и мелочь. Но всё оказалось ещё интереснее.

Я снова столкнулся с проблемами, о которых уже успел забыть: во-первых, при номинальном уровне записи, фонограмма записывалась гораздо тише, чем оригинал и контрольные кассеты. И это притом, что все регулировки в канале записи стояли на максимуме ещё с завода! Чтобы получить нормальный уровень при воспроизведении, приходилось выставлять уровень записи +6dB, т.е. "до упора" индикатора. Запись получалась без искажений, так что что-то явно не так было в самом усилителе записи. При номинальном уровне на входе он не обеспечивал номинального тока записи. Я и сейчас это перепроверил на разных кассетах разных типов и производителей. Результат тот же. Вторая проблема проявлялась где-то к середине кассеты при воспроизведении её на 2-м ЛПМ. В динамиках первого канала время от времени раздавались хлопки, а "ноль" на индикаторе уползал вправо, вплоть до "упора" индикатора.

Разбираясь со второй проблемой, я обнаружил, что на входе индикатора при этом к сигналу примешивается постоянная составляющая, которая изменяется при этих самых хлопках. Источник искал долго. В конце концов обнаружил место, где эта постоянка появляется: это точка соединения R95, C52 и 3 ножки DA4 блока электроники - А2.

Выясняя, какой элемент вызывает этот дефект, я отпаивал их все по очереди. Но дефект не пропадал. Тогда я отпаял их все (и резистор, и конденсатор, и микросхему выпаял из платы) - и на дорожке, теперь уже висящей воздухе всё равно появлялся потенциал. Он изменялся при переключении переключателя типов ленты, т.е. при изменении напряжения на 9 и 13 ножках DA4. Хотя если не трогать переключатель, напряжение всё равно прыгало, только в меньших пределах. Единственное, что могло быть причиной этому - некачественный гетинакс, который каким-то образом пробивался.

И тогда у меня начался "третий акт Марлезонского балета". До сих пор удивляюсь, как я на это решился, но я ЗАНОВО СДЕЛАЛ ПЛАТУ БЛОКА ЭЛЕКТРОНИКИ А2! И не надо крутить пальцем у виска. Я это уже делал. Но уж очень захотелось мне этот аппарат довести до нормального рабочего состояния.

Для начала я на ПК заново нарисовал всю печатную плату (кстати, с заводскими изменениями, которые были на оригинальной - перерезанная дорожка, две перемычки и конденсатор, которого не было на схеме). Плата большая и сложная, поэтому её я делал уже фотоспособом. Это был мой первый опыт, как ни странно, довольно успешный. Разве что из-за не слишком качественного хлорного железа, плата травилась довольно долго и неравномерно, в результате в нескольких местах участки дорожек оказались съеденными, а в паре мест металл не протравился до конца. Но всё это я легко исправил во время монтажа. Перемычки, которыми я заменил съеденные при травлении участки, можно разглядеть на фото, но их немного и они не слишком длинные. Как говорится, окрылённый успехом, я решил сделать плату совсем как заводскую и нанести на неё паяльную маску. Но тут удача от меня отвернулась. Либо сама маска была бракованная, либо у моей УФ лампы была не та длина волны. В общем, если фоторезист засвечивал что-то около минуты, то маску облучал больше 12 часов. Когда она, как будто затвердела, я снял трафарет и оказалось, что затвердели отдельные участки, а значительная часть так и осталась жидкой. В результате, когда смыл незатвердевшие участки маски, плата оказалась в жёлтых пятнах фоторезиста. Заморачиваться с его удалением я не стал, так всё и оставил.

И вот результат моих трудов - было:

Стало:

На фото старой платы уже нет нескольких деталей - во-первых, тех, что были выпаяны при поиске причины появления потенциала на проводнике, а во-вторых, тех, диаметры выводов которых мне надо было измерить для сверления отверстий в новой плате. Кроме того, торчат два провода, с которых сигнал с выхода УЗ подавался на плату СДП-2. Да, я туда и СДП-2 имени Николая Сухова :-) поставил. На новой плате я сделал для них разъёмы.

Микросхемы я посадил на панельки - валялись у меня несколько штук, все разные. Сейчас думаю, может быть зря это сделал: всё-таки пружинные контакты не так надёжны, как пайка. Ладно, заглючит - перепаяю.

Самое удивительное, что новая плата заработала сразу! Так что в соответствии оригиналу выложенной здесь нарисованной мной платы блока А2 у меня нет никаких сомнений. С новой платой пропали хлопки и постоянка на входе блока индикатора, так что не зря я столько времени угробил на её переделку. А вот проблема с низким уровнем сигнала с усилителя записи осталась. И с отключенной СДП - тоже. Были у меня сомнения насчёт того, что она нагружает УЗ и "сажает" сигнал. Но нет, без неё ничего не изменилось. Долго думал, как быть. Хотел сначала поднять коэффициент усиления УЗ, но это потребовало бы перерассчитывать номиналы большинства элементов УЗ, отвечающих за его АЧХ. В конце концов решил просто поднять уровень сигнала на входе УЗ. А значит, увеличить его во всём тракте записи - воспроизведения. В ДВА РАЗА! То есть 32, 320 и 400 мВ превратились, соответственно, в 64, 640 и 800. Проблема при этом была только одна - правильно настроить шумоподавители. Здесь мне помог найденный на просторах и-нета ролик. Ссылка откроется в новом окне.


Теперь немного о моих доработках в схему аппарата, по порядку страниц в альбоме схем. Если какие-то страницы пропущены, значит они ничем не отличаются от оригинальных.

На схеме соединений добавились новые блоки: А16 - APSS, А17 - индикаторы, А18 - счётчики и А19 - СДП-2. Был ещё и А20. Я добавлял туда третий шумоподавитель - компандер, совместимый с Dolby B. Но после изменения уровня сигнала на его входе, его пришлось бы основательно переделывать, и я решил от него отказаться. А на схеме соединений "на память" осталось большое пустое место рядом с платой КСШП.

Снова добавление от ноября 2024 года. Собственно, именно из-за этого я снова влез в магнитофон с паяльником.

После того, как я собрал магнитофон и опробовал его в работе, мне пришлось вспомнить, почему там появился «лишний» компандерный шумодав. Дело в том, что мне с самого начала не нравилась работа штатного. Он заметно резал высокие частоты при воспроизведении сделанных с ним же записей. Скорее всего, это было связано с нелинейностью тракта записи – воспроизведения. Как я писал выше, приходилось записывать кассеты с уровнем +6 дБ, а воспроизводились они уже с уровнем 0 дБ. После моей настройки с повышением уровней, скорее всего, мне не удалось правильно настроить этот шумодав. Подумав немного, я решил не делать два компандера, а просто заменить штатный самодельным, тем самым блоком А20 Dolby B, о котором писал выше, но с откорректированными входными и выходными уровнями сигналов. Ниже я напишу подробнее о нём, но обо всём – по порядку. А вот - получившаяся после этой переделки схема соединений, страница 1 альбома схем.

Довольно спорное изменение – добавив несколько соединений и диодов, я изменил режим работы кнопки "А-Б". Теперь, если она нажата, аппарат зацикливается: после окончания кассеты с ЛПМ А, включается воспроизведение с ЛПМ Б, а на А кассета перематывается на начало. После окончания кассеты на Б снова включается А, а на Б кассета перематывается на начало. И так, пока не отожмёшь кнопку. Кстати, для этого пришлось добавить несколько деталек (DD2 и её обвязка) на плату APSS, обеспечивающих необходимые задержки при переключениях.

Блок А1, плата переключателей. Страница 3 альбома схем. Перерезал две дорожки, добавил перемычку, три резистора и провод с разъёмом на конце, ответная часть которого припаяна к пластине экрана БИМ, в свою очередь, соединённого с общим проводом. Это нужно для нормальной работы выключателя компандера.

Блок А2, схема, плата и чертёж Sprint-Layout - страницы 5 и 6 альбома схем. Многострадальный блок электроники. Там добавились два разъёма - XP3 и XP4. Это два штырька, с которых выходной сигнал УЗ подаётся на плату СДП-2. А ещё в таблицах и на сносках изменились значения напряжений звукового сигнала для обеспечения на головке уровня сигнала, достаточного для записи по стандарту 160нВб/м.

Блок А3, схема, плата - страницы 7 и 8 альбома схем. Усилитель воспроизведения. С него уходит кабель на вход амплитудного детектора блока APSS, соответственно, на схеме и плате отмечены точки подключения кабеля.

Блок А4 из аппарата переехал на полку в шкафу на всякий случай, а на его место встал новый блок А20.

По этой причине, на страницах 9 и 10 оказался именно он, блок А20, КСШП Dolby B. Вот его схема, плата, чертёж Sprint-Layout, а так как схему я чертил с помощью программы TinyCAD, добавлю сюда её и в формате TinyCAD. Сама программа бесплатная, можно взять здесь Сайт откроется в новом окне.

Возвращаемся к шумоподавителю. Собран он на специализированной микросхеме CXA1101 производства Sony. Я решил здесь разместить и её datasheet. Номинальный уровень входного сигнала микросхемы составляет 24,5 В и легко устанавливается штатными элементами настройки на плате А2. Как это точнее и проще сделать, я написал на листе с печатной платой блока. На ОУ DA2 и DA3 собраны усилители для согласования уровней выходных сигналов шумоподавителя с входными уровнями усилителя записи и динамического фильтра. Для точной настройки этих уровней я установил подстроечные резисторы. Схема включения CXA1101 стандартная, с однополярным питанием. Почему не с двухполярным? Не помню уже. В 2002-м, когда была сделана первая версия блока, я пытался сделать её с двухполярным питанием, но что-то не получилось и я переделал её под однополярное питание. Сейчас экспериментировать было лень, да и микросхему снова искать в случае чего не хотелось 😊.

Плата устанавливается на штатное место компандерного шумоподавителя. Единственная проблема при подключении к нему возникла с выключателем. Штатный шумодав включался снятием +14В с управляющего входа. У CXA1101 включение производится подачей «нуля», а выключение – подачей питания на управляющий вход. В принципе, висящий в воздухе управляющий вход, как в штатной схеме, тоже включает шумоподавитель, но мне не хотелось уходить от стандартной схемы. Поэтому я перерезал на плате переключателей (А1) дорожки, установил перемычки, добавил линию к общему проводу - и получил щелчок при включении / отключении! После нескольких экспериментов остановился на схеме подключения выключателя из тестовой схемы, добавив ещё и на плату лишний конденсатор C19. Чтобы всё было красиво 😊, нашёл подходящий SMD и припаял между контактом разъёма и проходящей рядом шиной. Не лучше ли было восстановить плату переключателей?!

Вот, что у меня получилось.

Было:

Стало:

Описание настройки этого модуля и всего магнитофона я поместил на листе с печатной платой A20.

Что получилось в результате? При работе этого компандера тоже имеются небольшие потери в высокочастотной части спектра звукового сигнала. Но они гораздо меньше, чем были у оригинального и зависят от качества кассеты. Чем меньше потери уровня сигнала при записи, тем лучше результат. В общем, такой шумодав лучше бы работал на аппарате с возможностью подстройки токов записи и подмагничивания для каждой кассеты, желательно, автоматической 😊. Но это немного другой уровень как автоматики, так и механики, и электроники. Для этого же аппарата результат получился очень неплохой. На слух разница в звучании записи без шумодава и с ним почти не улавливается, а вот шумы ленты уходят. Кроме того, теперь записи с шумоподавителем Dolby B, сделанные на других аппаратах стандарта 160 нВб/м, должны воспроизводиться правильно.

Блок А5, схема и плата - страницы 11 и 12 альбома схем. Здесь нет никаких изменений, кроме того, что на схеме указаны уровни сигналов с учётом их удвоения.

Блок А6, страницы 13 и 14 альбома схем ничем не отличаются от оригинальных.

Блок А7, схема, плата и чертёж Sprint-Layout - страницы 15 и 16 альбома схем. Плата автоматики ЛПМ Б. Мне с самого начала не нравилось, как работает счётчик ленты. Сигнал "Направление счёта" берётся с индикатора перемотки назад. Т.е., при переходе с перемотки назад в "Стоп", счётчик мгновенно начинает считать вперёд, а катушки с лентой ещё не успели остановиться. В результате каждая перемотка назад увеличивает погрешность показаний счётчика. Поэтому я добавил простенькую схемку, исправляющую эту проблему, смонтировав навесным монтажом прямо на самой плате А7.

Блоки A8, А9 и A12, ЛПМ и БИМ, страницы с 17 по 20 альбома схем тоже ничем не отличаются от оригинальных.

Блок А11, схема, плата и чертёж Sprint-Layout - страницы 21 и 22 альбома схем. Плата автоматики ЛПМ А. Тут выпаиванием перемычки и навесным монтажом дело не обошлось. Блоки А11 и APSS соединяет кабель из 9 проводов. Чтобы из А11 не торчала борода проводов с разъёмом на конце, я решил использовать разъём XS4, к которому в оригинале подключался кабель разъёма проводного пульта ДУ. Там, правда, одного контакта не хватало, но просверлив в плате отверстие, я его туда добавил. После чего перерезал лишние соединения, добавил недостающие - и теперь между двумя платами аккуратный плоский кабель с разъёмами на концах.

Блок A13, схема и плата - страницы 23 и 24 альбома схем. Стабилизатор ничем не отличаются от оригинального, кроме изменившихся номеров страниц.

Блок А16, схема, плата, чертёж Sprint-Layout, причём здесь же и чертёж платы счётчиков A18, ну и схема в формате TinyCAD - страницы 25 и 26 альбома схем. APSS

Сразу после покупки магнитофона, я обратил внимание, что в его ЛПМ заложена возможность поиска по паузам в фонограмме. При перемотке головки подводятся к ленте и, если снять сигнал с выхода УВ до коммутатора, по нему можно определять наличие на ленте записи. За основу устройства я взял схему, опубликованную в журнале "Радио", сейчас уже не вспомню даже за какой год. Да и осталось от неё там совсем немного. Сейчас, когда уже сделана новая плата APSS, я вдруг подумал, зачем я скопировал её схему со старой? Амплитудный детектор вместо операционника, компаратор и пара - тройка логических микросхем вместо кучи транзисторов. А можно было логическую часть сделать на современном контроллере... Ну да ладно. Что есть - то есть. А что касается контроллера, то тогда можно бы было заменить и обе платы автоматики, но это был бы уже совсем другой магнитофон. Пусть остаётся так, как есть, на элементной базе своего времени.

Как работает, думаю, понятно. Амплитудный детектор выделяет огибающую сигнала. При перемотке каждое длительное его пропадание формирует импульс на входе счётчика. С его выхода сигнал попадает на дешифратор и индикатор номера фрагмента фонограммы в блоке А17. Если во время перемотки нажать на кнопку "Пауза", то при следующем пропадании сигнала на входе устройства магнитофон перейдёт в режим воспроизведения. Вроде бы всё хорошо, но я здесь упустил одну мелочь. На счётчик фрагментов импульсы приходят при каждой остановке перемотки. Как от APSS, при определении паузы, что и должно быть, так и по нажатию кнопки "Стоп" - а вот этого-то как раз быть и не должно. Вот почему надо было заново нарисовать эту схему, прежде чем делать новую плату. Но теперь мне её жалко переделывать.

Вот, собственно, и всё про APSS.

Следующий блок - А18, схема и плата, чертёж Sprint-Layout, блоков A16 и A18, ну и схема в формате TinyCAD - страница 28 - последняя страница альбома схем. Здесь я немного нарушу порядок страниц альбома. Блок счётчиков.

Ну, тут всё просто. ЛПМ одинаковые, платы автоматики - тоже. Конечно, теперь, после моего вмешательства, платы автоматики отличаются, но не в этом месте. Так что, хоть на ЛПМ А счётчика нет, но счётные импульсы формируются. Остаётся только собрать трёхразрядный счётчик, дешифровать его сигналы из двоично-десятичного в семисегментный код и подать на индикаторы. Была только небольшая проблемка: при соединении счётчиков по стандартной схеме, они иногда сбоили. Вероятно, это было связано с пониженным напряжением питания. Т.к. дешифраторы пятивольтовые, счётчики я тоже запитал этим напряжением. А у серии К561 это минимальное рабочее напряжение. Пришлось добавить несколько резисторов - конденсаторов. Добавлял я их опытным путём лет 25 назад, так что сейчас понятия не имею, почему они именно так стоят. Ну и ещё одна доработка, которую я забыл сделать: надо было сюда добавить ту же схему, которая формирует сигнал "Направление счёта" у меня на А7. Но теперь, когда аппарат полностью собран, делать это мне уже лень.

Блоки А17 и A 19. Блок Дешифраторов и индикаторов и блок СДП-2 Страница 27 альбома схем. Здесь только схемы.

Описывать здесь особенно нечего. Блок А17. Дешифраторы и индикаторы. Громкое название "Блок". Я не придумал, куда девать плату, поэтому к ножкам микросхем счётчиков (а они у меня в планарных корпусах) я припаял тонкие провода (МГТФ), сами микросхемы, проложив между ними изолирующие прокладки собрал в стопку и зафиксировал гламурной розовой изолентой внутри металлического каркаса лицевой панели магнитофона. Провода от входов микросхем припаял к разъёмам, идущим к А18 (их хорошо видно на фото), а выходные - к выводам семисегментных индикаторов АЛ304В.

Сами индикаторы отлично вписались под прозрачной крышкой кассетного отсека ЛПМ А. Хотя, если снять крышку, выглядит не сильно аккуратно: пытался снять слой пластмассы на толщину индикаторов, но под рукой были только надфили и скальпель и выпилить ими достаточно аккуратно, не зацепив лишнего, не очень получилось. Закрепил индикаторы растворённой в ацетоне пластмассой.

Про блок А19 - СДП-2 вообще ничего писать не имеет смысла. Всё разжёвано в журнале Радио, №№1 и 2 за 1987 год. Я только адаптировал схему к конкретному аппарату в соответствии с рекомендациями в этой статье. Получилось вот так. Что касается печатной платы, она осталась такой, какой я её сделал ещё в 90-х годах, нарисовав от руки, поэтому чертежа её у меня нет.

Вот так мой магнитофон выглядел со всеми доработками весной 2024 года. Теперь место A4 заняла моя A20, но заметно это только из-за её другого цвета и немного меньшего размера (она короче). Так что разница совсем небольшая.


ChA